Каталог заданий
Задания 16. Выделение и сопоставление информации

Пройти тестирование по 10 заданиям
Пройти тестирование по всем заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 16 № 1471

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

 

Чем меньше ________________________________________ рентгеновского излучения, тем больше проникающая способность лучей. Рентгеновские лучи, которые слабо поглощаются при прохождении вещества, называются_____________________________.

 

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.


Рентгеновское излучение

 

Рентгеновские лучи (первоначально названные Х-лучами) были открыты в 1895 г. немецким физиком Рентгеном. Открыв Х-лучи, Рентген тщательными опытами выяснил условия их образования. Он установил, что эти лучи возникают при торможении на веществе быстро летящих электронов. Исходя из этого обстоятельства, Рентген сконструировал и построил специальную трубку, удобную для получения рентгеновских лучей (см. рис. 1).

Рентгеновские трубки представляют собой стеклянные вакуумные баллоны с расположенными внутри электродами. Разность потенциалов на электродах нужна очень высокая — до сотен киловольт. На вольфрамовом катоде, подогреваемом током, происходит термоэлектронная эмиссия, то есть с него испускаются электроны, которые, ускоряясь электрическим полем, «бомбардируют» анод. В результате взаимодействия быстрых электронов с атомами анода рождаются фотоны рентгеновского диапазона.

Было установлено, что чем меньше длина волны рентгеновского излучения, тем больше проникающая способность лучей. Рентген назвал лучи с высокой проникающей способностью (слабо поглощающиеся веществом) жёсткими.

Различают тормозное и характеристическое рентгеновское излучение. Электроны могут, встречаясь с анодом, тормозиться, то есть терять энергию в электрических полях его атомов. Эта энергия излучается в виде рентгеновских фотонов. Такое излучение называется тормозным. Тормозное излучение содержит фотоны разных частот и, соответственно, длин волн. Поэтому спектр его является сплошным (непрерывным). Энергия излучаемого фотона не может превышать кинетическую энергию порождающего его электрона. Кинетическая же энергия электронов зависит от приложенной к электродам разности потенциалов.

Механизм получения характеристического излучения следующий. Быстрый электрон может проникнуть внутрь атома и выбить какой-либо электрон с одной из нижних орбиталей, то есть передать ему энергию, достаточную для преодоления потенциального барьера. Образовавшаяся в результате выбивания вакансия заполняется электроном с одного из вышележащих уровней. Занимая более низкий уровень, электрон излучает излишек энергии в форме кванта характеристического рентгеновского излучения. Наиболее быстрые электроны могут выбить электрон с K-оболочки, менее быстрые — с L-оболочки и т.д. (рис. 2а).

Электронная структура атома — это дискретный набор возможных энергетических состояний электронов. Поэтому рентгеновские фотоны, излучаемые в процессе замещения электронных вакансий, также могут иметь только строго определённые значения энергии, соответствующие разности уровней. Вследствие этого характеристическое рентгеновское излучение обладает спектром не сплошного, а линейчатого вида. Такой спектр позволяет характеризовать вещество анода — отсюда и название этих лучей. На рис. 2б показан характеристический спектр на фоне тормозного спектра.

 

 

1
Задание 17 № 1472

На рис. 2а схематически представлено образование линий характеристического спектра при выбивании электронов с нижних орбиталей. Для выбивании электрона с какой орбитали (K, L или M) необходима наибольшая энергия?

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 1.

2
Задание 18 № 1473

На рис. 2б в тексте представлен спектр рентгеновского излучения. Изменится ли и если изменится, то как значение длины волны λmin при увеличении напряжения на рентгеновской трубке? Ответ поясните.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 1.

3
Задание 16 № 1603

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

 

В рентгеновской трубке при нагревании катода испускаются__________________, которые ускоряются в___________________________ до высоких энергий.

 

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 5.
Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 1.

2
Задание 16 № 1489

Вставьте в предложение пропущенные слова, используя информацию из текста.

 

При понижении температуры излучателя инфракрасных волн доля излучения, поглощённая стеклом, ____________________. Стекло __________________ для излучения меди, нагретой до 100 ºС.

 

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.


Исследование поглощения инфракрасных лучей в XIX веке (по Дж. Тиндалю)

 

Открытие термо-ЭДС, возникающей при нагреве контакта двух разнородных металлов (термопары), сделало возможным исследование свойств инфракрасных лучей. Термоэлектрический датчик (последовательно соединённые термопары) при нагревании инфракрасными лучами вырабатывает ЭДС, измеряемую гальванометром. По отклонению стрелки судят о степени нагрева.

На рис. 1 показана схема исследования прозрачности твёрдых тел в XIX в. для инфракрасных лучей. Предполагалось, что воздух для этих лучей прозрачен. В качестве источника инфракрасных лучей использовались нагретое тело, пламя лампы и т.п. Известно, что, по закону Вина, с понижением температуры тела максимум излучения смещается в сторону длинных волн:

 

\lambda_{max} = дробь, числитель — b, знаменатель — T ,

 

где b = 2897 мкм·К, T — температура тела в кельвинах.

В опыте исследуемая пластина толщиной l перекрывала отверстие диафрагмы. Оказалось, что прозрачные для видимого света лёд и стекло непрозрачны для тепловых лучей (см. таблицу). Горный хрусталь пропускает 6% излучения нагретой до 400 ºС меди и 3% излучения нагретой до 100 ºС меди. Таким образом, прозрачность хрусталя зависит от температуры излучающего тела. Длинноволновое излучение не проходит через стекло и лёд, а каменная соль для этого излучения прозрачна. По этой причине при изучении прозрачности газов кристаллы каменной соли использовались в качестве «окон» в цилиндре с исследуемым газом (рис. 2, торцы цилиндра АВ). Поглощающая способность газа зависит от давления. В опыте в предварительно откачанный цилиндр АВ (см. рис. 2) будем впускать этилен через кран . Уберём экран Т, закрывающий зачернённый сажей куб С, наполненный кипящей водой. Результаты опытов по изучению поглощающей способности этилена и диэтилового эфира приведены на рис. 3.

Сильное поглощение тепловых лучей характерно и для ряда других газов. Так, непрозрачность паров воды и углекислого газа в атмосфере для инфракрасных лучей играет существенную роль в парниковом эффекте, наблюдаемом в XXI в.

1
Задание 17 № 1490

На какой длине волны лежит максимум излучения пламени в описанном опыте, если температура пламени составляет 920 ºC? Ответ округлите до десятых. Ответ приведите в микрометрах.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 2.

2
Задание 18 № 1491

Есть ли основания по данным исследований прозрачности этилена и диэтилового эфира предполагать, что при давлении 0,15 атм. эфир будет прозрачней, чем этилен? Ответ поясните.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 2.

3
Задание 16 № 1626

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

 

При повышении температуры излучателя инфракрасных волн доля излучения, поглощённая горным хрусталём, ____________________. Лёд __________________ для теплового излучения меди, нагретой до 100 ºС.

 

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 6.
Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 2.

3
Задание 16 № 1507

Вставьте в предложение пропущенные слова, используя информацию из текста.

 

На рисунке показана схема опыта по разложению света в спектр с помощью __________________________________________________________. Согласно опыту в наибольшей степени преломляются _________________________________________.

 

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.


Цвет предметов

 

Вопрос о причине различной окраски тел занимал ум человека уже давно. Большое значение в понимании этого вопроса имели работы Ньютона (начавшиеся около 1666 г.) по разложению белого света в спектр (см. рисунок).

Свет от фонаря освещает узкое прямоугольное отверстие S (щель). При помощи линзы L изображение щели получается на экране MN в виде узкого белого прямоугольника S'. Поместив на пути лучей призму Р, обнаружим, что изображение щели сместится и превратится в окрашенную полоску, переходы цветов в которой от красного к фиолетовому подобны наблюдаемым в радуге. Это радужное изображение Ньютон назвал спектром.

 

 

В таблице приведены в качестве примера значения показателя преломления в зависимости от длины волны для двух сортов стекла и воды.

 

Длина волны, нм

(цвет)

Показатель преломления
Стекло, тяжёлый

флинт

Стекло, лёгкий кронВода
656,3 (красный)1,64441,51451,3311
589,3 (жёлтый)1,64991,51701,3330
486,1 (голубой)1,66571,52301,3371
404,7 (фиолетовый)1,68521,53181,3428

 

Цвет окружающих нас предметов может быть различным благодаря тому, что световые волны разной длины в луче белого цвета рассеиваются, поглощаются и пропускаются предметами по-разному. Доля светового потока, участвующая в каждом из этих процессов, определяется с помощью соответствующих коэффициентов: отражения ρ, пропускания \tau и поглощения α.

Если, например, у какого-либо тела для красного света коэффициент пропускания велик, коэффициент отражения мал, а для зелёного — наоборот, то это тело будет казаться красным в проходящем свете и зелёным в отражённом. Такими свойствами обладает, например, хлорофилл — вещество, содержащееся в листьях растений и обусловливающее их цвет. Раствор (вытяжка) хлорофилла в спирту оказывается на просвет красным, а на отражение — зелёным.

Для очень белого непрозрачного тела коэффициент отражения близок к единице для всех длин волн, а коэффициенты поглощения и пропускания очень малы. Прозрачное стекло имеет малые коэффициенты отражения и поглощения, а коэффициент пропускания близкий к единице для всех длин волн.

Различие в значениях коэффициентов \alpha,\tau и ρ и их зависимость от цвета (длины волны) падающего света обусловливают чрезвычайное разнообразие в цветах и оттенках различных тел.

1
Задание 17 № 1508

Что можно сказать о величине коэффициента отражения видимого света для сажи?

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 3.

2
Задание 18 № 1509

На рисунке приведены спектры солнечного света, полученные при помощи призм одинаковой формы, но сделанных из различных материалов — лёгкого крона и тяжёлого флинта (см. таблицу выше).

 

 

Какой из спектров (1 или 2) был получен на призме из тяжёлого флинта? Ответ поясните.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 3.

3
Задание 16 № 1644

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

 

На рисунке показана схема опыта по разложению белого света в спектр. Лучи света собирались на экране с помощью _____________________________________. Согласно опыту в наименьшей степени преломляются _____________________________________.

 

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 7.
Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 3.

4
Задание 16 № 1582

Вставьте в предложение пропущенные слова, используя информацию из текста.

 

Показания флюгера Вильда, изображённого на рис. 2, говорят о том, что ветер дует ___________ до ________________________ по шкале Бофорта.

 

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.


Ветер и измерение его скорости

 

Поток воздуха, который движется параллельно земной поверхности, мы называем ветром. Он возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления и направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления. Главной причиной возникновения ветров на Земле является разница в температуре и плотности воздуха над разными областями её поверхности. Вследствие непрерывного изменения давления во времени и в пространстве скорость и направление ветра также постоянно меняются.

Скорость ветра на метеостанциях большинства стран мира измеряют на высоте 10 м над уровнем земли и усредняют за 10 мин. Простым устройством для определения направления ветра является флюгер. Приборами, предназначенными для измерения скорости ветра, служат разнообразные анемометры, в которых применяются чаши или пропеллеры, способные вращаться. Флюгер-анемометр Г.-И. Вильда — простейший прибор, позволяющий одновременно определить направление и скорость ветра. О силе ветра или его скорости судят по отклонению ветровой доски. Отклонение ветровой доски под действием ветра замечают по номеру штифта (рис. 2). На рис. 1 представлены значения для отклонений доски размером 150 мм × 300 мм и массой 200 г.

 

 

Какой дует ветер, умеренный или очень крепкий, важно знать не только морякам, идущим под парусом, но и всем жителям Земли. Так, МЧС крупных городов предупреждает об опасности нахождения в сильный ветер под рекламными щитами, потому что ветер способен повалить такой щит.

Силовое воздействие потока воздуха плотностью ρ пропорционально динамическому давлению:  дробь, числитель — 1, знаменатель — 2 \rho v в степени 2 . Так в аэродинамике называют удельную кинетическую энергию воздушного потока. Но ветер тормозится прямоугольным щитом площадью S и обтекает его. Поэтому инженеры предлагают для такого щита рассчитывать силу давления ветра по формуле F = 0,9 S \rho v в степени 2 . Очевидно, что если ветер усиливается от лёгкого до умеренного, то сила давления может возрасти в 10 раз. Зная скорость ветра, можно рассчитать силу давления, максимальный опрокидывающий момент, действующий на щит, а значит, и требуемую прочность крепежа конструкции.

1
Задание 17 № 1583

Ветровую доску флюгера Вильда закрепили. С какой силой на неё давит ветер, дующий со скоростью 14 м/с? Плотность воздуха составляет 1,22 кг/м3, ответ приведите в ньютонах и округлите до десятых.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 4.

2
Задание 18 № 1584

Уровней погодной опасности, различаемых по цветам, выделяют (от безопасного к опасному) четыре: зелёный, жёлтый, оранжевый и красный. Скорость ветра — один из параметров, характеризующих этот уровень. В Москве в 2018 г. объявляли «жёлтый» уровень опасности при усилении ветра до 12 м/с, при скорости 5—10 м/с с порывами до 15 м/с. При ветре 13—18 м/с, а также 12—15 м/с с порывами до 20 м/с объявляли «оранжевый» уровень. Будет ли объявлен «жёлтый» уровень опасности в Москве, если по шкале Бофорта дует свежий порывистый ветер? Ответ обоснуйте.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 4.

3
Задание 16 № 1662

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

 

Флюгер Вильда в силу инерционности ветровой доски измеряет _______________ скорость. При скорости ветра показанной на графике (рис. 1) в интервале 4 мин. 20 с — 4 мин. 40 с, положение ветровой доски будет соответствовать цифре _______________ на шкале.

 

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 8.
Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 4.

5
Задание 16 № 1603

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

 

В рентгеновской трубке при нагревании катода испускаются__________________, которые ускоряются в___________________________ до высоких энергий.

 

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.


Рентгеновское излучение

 

Рентгеновские лучи (первоначально названные Х-лучами) были открыты в 1895 г. немецким физиком Рентгеном. Открыв Х-лучи, Рентген тщательными опытами выяснил условия их образования. Он установил, что эти лучи возникают при торможении на веществе быстро летящих электронов. Исходя из этого обстоятельства, Рентген сконструировал и построил специальную трубку, удобную для получения рентгеновских лучей (см. рис. 1).

Рентгеновские трубки представляют собой стеклянные вакуумные баллоны с расположенными внутри электродами. Разность потенциалов на электродах нужна очень высокая — до сотен киловольт. На вольфрамовом катоде, подогреваемом током, происходит термоэлектронная эмиссия, то есть с него испускаются электроны, которые, ускоряясь электрическим полем, «бомбардируют» анод. В результате взаимодействия быстрых электронов с атомами анода рождаются фотоны рентгеновского диапазона.

Было установлено, что чем меньше длина волны рентгеновского излучения, тем больше проникающая способность лучей. Рентген назвал лучи с высокой проникающей способностью (слабо поглощающиеся веществом) жёсткими.

Различают тормозное и характеристическое рентгеновское излучение. Электроны могут, встречаясь с анодом, тормозиться, то есть терять энергию в электрических полях его атомов. Эта энергия излучается в виде рентгеновских фотонов. Такое излучение называется тормозным. Тормозное излучение содержит фотоны разных частот и, соответственно, длин волн. Поэтому спектр его является сплошным (непрерывным). Энергия излучаемого фотона не может превышать кинетическую энергию порождающего его электрона. Кинетическая же энергия электронов зависит от приложенной к электродам разности потенциалов.

Механизм получения характеристического излучения следующий. Быстрый электрон может проникнуть внутрь атома и выбить какой-либо электрон с одной из нижних орбиталей, то есть передать ему энергию, достаточную для преодоления потенциального барьера. Образовавшаяся в результате выбивания вакансия заполняется электроном с одного из вышележащих уровней. Занимая более низкий уровень, электрон излучает излишек энергии в форме кванта характеристического рентгеновского излучения. Наиболее быстрые электроны могут выбить электрон с K-оболочки, менее быстрые — с L-оболочки и т.д. (рис. 2а).

Электронная структура атома — это дискретный набор возможных энергетических состояний электронов. Поэтому рентгеновские фотоны, излучаемые в процессе замещения электронных вакансий, также могут иметь только строго определённые значения энергии, соответствующие разности уровней. Вследствие этого характеристическое рентгеновское излучение обладает спектром не сплошного, а линейчатого вида. Такой спектр позволяет характеризовать вещество анода — отсюда и название этих лучей. На рис. 2б показан характеристический спектр на фоне тормозного спектра.

 

 

1
Задание 16 № 1471

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

 

Чем меньше ________________________________________ рентгеновского излучения, тем больше проникающая способность лучей. Рентгеновские лучи, которые слабо поглощаются при прохождении вещества, называются_____________________________.

 

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 1.

2
Задание 17 № 1472

На рис. 2а схематически представлено образование линий характеристического спектра при выбивании электронов с нижних орбиталей. Для выбивании электрона с какой орбитали (K, L или M) необходима наибольшая энергия?

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 1.

3
Задание 18 № 1473

На рис. 2б в тексте представлен спектр рентгеновского излучения. Изменится ли и если изменится, то как значение длины волны λmin при увеличении напряжения на рентгеновской трубке? Ответ поясните.

Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 1.
Источник: ВПР 2019 год по физике 11 класс. Вариант 5.

Пройти тестирование по этим заданиям