№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 151888

1.

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики:

 

конвекция, генри, паскаль, испарение, ионизация, ом.

 

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.



Название группы понятийПеречень понятий
  
  

2.

Выберите два верных утверждения о физических явлениях, величинах и закономерностях. Запишите в ответ их номера.

1) При неравномерном движении по окружности ускорение тела всегда направлено по радиусу к центру окружности.

2) Давление смеси газов равно сумме их парциальных давлений.

3) Напряжение на концах цепочки из последовательно соединённых резисторов равно сумме напряжений на каждом резисторе.

4) Если замкнутый проводящий контур покоится в однородном магнитном поле, то в нём возникает индукционный ток.

5) Спектры излучения атомов двух разных химических элементов могут полностью совпадать.

3.

Для проведения опыта собрали электрическую цепь, изображенную на рисунке. При замкнутом ключе лампочка горела неполным накалом. При размыкании цепи лампочка ярко вспыхивает.

Какое явление вызывает эту вспышку?

4.

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Слова в ответе могут повторяться.

 

1) уменьшается

2) увеличивается

3) не изменяется

 

Шарик, брошенный горизонтально с высоты Н с начальной скоростью v0, упал на расстоянии L от точки бросания. Сопротивлением воздуха пренебречь. Кинетическая энергия шарика __________, потенциальная энергия шарика __________, скорость шарика __________.

5.

Из воздуха на стеклянную плоскопараллельную пластину падает луч света (см. рисунок, вид сбоку). Изобразите примерный ход луча в пластине и после выхода света из стекла в воздух.

6.

На рисунке изображён фрагмент Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Изотоп урана испытывает α-распад, при котором образуются ядро гелия  в степени 4 _2$He и ядро другого элемента. Определите, какой элемент образуется при α-распаде изотопа урана.

7.

Как меняются в момент выстрела модуль импульса ядра, модуль импульса орудия и полный импульс системы орудие-ядро (см. рисунок)?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:

 

1) увеличится;

2) уменьшится;

3) не изменится.

 

Модуль импульса ядраМодуль импульса орудияПолный импульс системы
   

8.

Воду массой 2 кг непрерывно охлаждали в сосуде при постоянной скорости теплоотвода. Зависимость температуры воды от времени представлена на графике.

Выберите два верных утверждения, соответствующих данным графика. Запишите в ответе их номера.

 

1) Лёд является кристаллическим веществом.

2) Через 30 мин. после начала остывания в сосуде находился только лёд.

3) Вся вода превратилась в лёд через 40 мин. после начала остывания.

4) Удельная теплоёмкость воды в 2 раза больше, чем удельная теплоёмкость льда.

5) При остывании воды на 20 ºС выделяется в 2 раза меньшее количество теплоты, чем при остывании льда на 20 ºС.

9.

Средняя мощность стиральной машины составляет 2 кВт. Определите среднее сопротивление, которое оказывает стиральная машина электрическому току, при подключении её в городскую электрическую сеть с напряжением 220 В.

Запишите формулы и сделайте расчёты.

10.

Запишите результат измерения электрического напряжения (см. рисунок), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления вольтметра.

Запишите в ответ показания вольтметра с учётом погрешности измерений. В ответе укажите значение и погрешность измерения слитно без пробела.

11.

Исследуя электрическое сопротивление металлической проволоки, учитель на уроке собрал электрическую цепь, представленную на рисунке. При передвижении ползунка К вдоль проволоки учащиеся наблюдали изменение яркости свечения лампы накаливания.

С какой целью был проведён данный опыт?

12.

Вам необходимо исследовать, как меняется давление воздуха при изменении его объёма, если другие параметры воздуха остаются неизменными. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

 

— сильфон (прибор, при помощи которого можно изменять объём воздуха; сильфон подключается к манометру);

— манометр;

— сосуд с водой;

— горелка.

 

В ответе:

1. Опишите экспериментальную установку.

2. Опишите порядок действий при проведении исследования.

13.

Установите соответствие между устройствами и физическими явлениями, которые используются в этих устройствах. Для каждого устройства из первого столбца подберите соответствующее физическое явление из второго столбца.

УСТРОЙСТВА   ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) линейный ускоритель заряженных частиц

Б) газоразрядный прибор для подсчёта попавших в него электронов (счётчик Гейгера)

 

1) действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу

2) действие электростатического поля на движущуюся заряженную частицу

3) взаимодействие постоянных магнитов

4) взаимодействие заряженных частиц с веществом

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

AБ
  

14.

Прочитайте фрагмент технического описания газового проточного водонагревателя и выполните задания 14 и 15.

 

Почему газовую колонку нельзя использовать для работы с водопроводом с низким напором воды?


Газовый проточный водонагреватель

 

Газовый проточный водонагреватель (или газовая колонка) предназначен для нагрева проточной воды. Внутри него располагается теплообменник из меди (материал с высокой теплопроводностью), через который проходит вода, а под теплообменником находится газовая горелка. Продукты сгорания выводятся через дымогарную трубу. В современном приборе розжигом газа управляет электронный блок, контролирующий работу и других датчиков (датчик горения газа, датчик тяги воздуха и два датчика давления воды). Для колонок любой конструкции требования по обеспечению хорошей тяги и минимального напора воды (избыточного давления) 0,15 бар (или 0,15 атм.) одинаковы. Мощность колонки определяется скоростью подачи газа, что задаётся вручную или регулируется автоматически при изменении напора воды в кране. Например, при мощности 24 кВт 14 л воды за минуту нагревается от 10 ºС до 25 ºС.

 

Правила эксплуатации

 

1. Помещение, в котором стоит колонка, должно хорошо проветриваться. Запрещается перекрывать отверстие, предназначенное для притока воздуха в помещение.

2. Перед розжигом (включением) колонки необходимо проверить тягу в дымоходе.

3. Нельзя размещать вблизи колонки легковозгораемые предметы.

15.

Прочитайте фрагмент технического описания газового проточного водонагревателя и выполните задания 14 и 15.

 

Почему перед розжигом (включением) колонки необходимо проверить тягу в дымоходе?


Газовый проточный водонагреватель

 

Газовый проточный водонагреватель (или газовая колонка) предназначен для нагрева проточной воды. Внутри него располагается теплообменник из меди (материал с высокой теплопроводностью), через который проходит вода, а под теплообменником находится газовая горелка. Продукты сгорания выводятся через дымогарную трубу. В современном приборе розжигом газа управляет электронный блок, контролирующий работу и других датчиков (датчик горения газа, датчик тяги воздуха и два датчика давления воды). Для колонок любой конструкции требования по обеспечению хорошей тяги и минимального напора воды (избыточного давления) 0,15 бар (или 0,15 атм.) одинаковы. Мощность колонки определяется скоростью подачи газа, что задаётся вручную или регулируется автоматически при изменении напора воды в кране. Например, при мощности 24 кВт 14 л воды за минуту нагревается от 10 ºС до 25 ºС.

 

Правила эксплуатации

 

1. Помещение, в котором стоит колонка, должно хорошо проветриваться. Запрещается перекрывать отверстие, предназначенное для притока воздуха в помещение.

2. Перед розжигом (включением) колонки необходимо проверить тягу в дымоходе.

3. Нельзя размещать вблизи колонки легковозгораемые предметы.

16.

Вставьте в предложение пропущенные слова (сочетания слов), используя информацию из текста.

 

Фиолетовое стекло пропускает лучи только _____________________ цвета. Если пучок такого света направить на раствор флюоресцеина, то освещённая жидкость начинает светиться _____________________ светом.

 

В ответ запишите слова (сочетания слов) по порядку, без дополнительных символов.


Фотолюминесценция

 

Световая волна, падающая на тело, частично отражается от него, частично проходит насквозь, частично поглощается. Часто энергия поглощённой световой волны целиком переходит во внутреннюю энергию вещества, что проявляется в нагревании тела. Однако известная часть этой поглощённой энергии может вызвать и другие явления: фотоэлектрический эффект, фотохимические превращения, фотолюминесценцию.

Так, некоторые тела при освещении не только отражают часть падающего на них света, но и сами начинают светиться. Такое свечение, или фотолюминесценция, отличается важной особенностью: свет люминесценции имеет иной спектральный состав, чем свет, вызвавший свечение (см. рисунок). Наблюдения показывают, что свет люминесценции характеризуется бо́льшей длиной волны, чем возбуждающий свет. Это правило носит название правила Стокса в честь английского физика Георга Стокса (1819—1903). Вещества, обладающие ярко выраженной способностью люминесцировать, называются люминофоры.

Свечение вещества (люминесценция) связано с переходами атомов и молекул с высших энергетических уровней на низшие уровни. Люминесценции должно предшествовать возбуждение атомов и молекул вещества. При фотолюминесценции возбуждение происходит под действием видимого или ультрафиолетового излучения.

Некоторые тела сохраняют способность светиться некоторое время после того, как освещение их прекратилось. Такое послесвечение может иметь различную длительность. В некоторых объектах оно продолжается очень малое время (десятитысячные доли секунды и меньше), и для его наблюдения требуются особые приспособления. В других оно тянется много секунд и даже минут (часов), так что его наблюдение не представляет никаких трудностей. Принято называть свечение, прекращающееся вместе с освещением, флюоресценцией, а свечение, имеющее заметную длительность, — фосфоресценцией.

Люминесценция нашла применение при изготовлении ламп дневного света. Возникающий в лампе, заполненной парами ртути, газовый разряд вызывает электролюминесценцию паров ртути. В спектре излучения ртути имеется ультрафиолетовое излучение с длиной волны 0,257 мкм, которое, в свою очередь, возбуждает фотолюминесценцию люминофора, нанесённого на внутреннюю сторону стенок лампы и дающего видимый свет. Изменяя состав люминофора, можно изготавливать лампы с требуемым спектром фотолюминесценции. При смещении максимума излучения в длинноволновую область видимого спектра получают тёпло-белый (желтоватый) свет, в коротковолновую — холодно-белый (голубоватый) свет.

17.

Кристалл флюоресцирует в жёлтой части спектра. Какой(-ие) фильтр(ы) — синий или красный — можно использовать для перевода кристалла в возбуждённое состояние?


Фотолюминесценция

 

Световая волна, падающая на тело, частично отражается от него, частично проходит насквозь, частично поглощается. Часто энергия поглощённой световой волны целиком переходит во внутреннюю энергию вещества, что проявляется в нагревании тела. Однако известная часть этой поглощённой энергии может вызвать и другие явления: фотоэлектрический эффект, фотохимические превращения, фотолюминесценцию.

Так, некоторые тела при освещении не только отражают часть падающего на них света, но и сами начинают светиться. Такое свечение, или фотолюминесценция, отличается важной особенностью: свет люминесценции имеет иной спектральный состав, чем свет, вызвавший свечение (см. рисунок). Наблюдения показывают, что свет люминесценции характеризуется бо́льшей длиной волны, чем возбуждающий свет. Это правило носит название правила Стокса в честь английского физика Георга Стокса (1819—1903). Вещества, обладающие ярко выраженной способностью люминесцировать, называются люминофоры.

Свечение вещества (люминесценция) связано с переходами атомов и молекул с высших энергетических уровней на низшие уровни. Люминесценции должно предшествовать возбуждение атомов и молекул вещества. При фотолюминесценции возбуждение происходит под действием видимого или ультрафиолетового излучения.

Некоторые тела сохраняют способность светиться некоторое время после того, как освещение их прекратилось. Такое послесвечение может иметь различную длительность. В некоторых объектах оно продолжается очень малое время (десятитысячные доли секунды и меньше), и для его наблюдения требуются особые приспособления. В других оно тянется много секунд и даже минут (часов), так что его наблюдение не представляет никаких трудностей. Принято называть свечение, прекращающееся вместе с освещением, флюоресценцией, а свечение, имеющее заметную длительность, — фосфоресценцией.

Люминесценция нашла применение при изготовлении ламп дневного света. Возникающий в лампе, заполненной парами ртути, газовый разряд вызывает электролюминесценцию паров ртути. В спектре излучения ртути имеется ультрафиолетовое излучение с длиной волны 0,257 мкм, которое, в свою очередь, возбуждает фотолюминесценцию люминофора, нанесённого на внутреннюю сторону стенок лампы и дающего видимый свет. Изменяя состав люминофора, можно изготавливать лампы с требуемым спектром фотолюминесценции. При смещении максимума излучения в длинноволновую область видимого спектра получают тёпло-белый (желтоватый) свет, в коротковолновую — холодно-белый (голубоватый) свет.

18.

На рисунке представлены спектры излучения для двух люминесцентных ламп белого света. По горизонтальной оси представлены длины волн видимого диапазона; по вертикальной оси — интенсивность излучения. Какая из ламп даёт более тёплый белый свет, т.е. её спектр содержит преимущественно длинноволновую часть видимого спектра? Ответ поясните.


Фотолюминесценция

 

Световая волна, падающая на тело, частично отражается от него, частично проходит насквозь, частично поглощается. Часто энергия поглощённой световой волны целиком переходит во внутреннюю энергию вещества, что проявляется в нагревании тела. Однако известная часть этой поглощённой энергии может вызвать и другие явления: фотоэлектрический эффект, фотохимические превращения, фотолюминесценцию.

Так, некоторые тела при освещении не только отражают часть падающего на них света, но и сами начинают светиться. Такое свечение, или фотолюминесценция, отличается важной особенностью: свет люминесценции имеет иной спектральный состав, чем свет, вызвавший свечение (см. рисунок). Наблюдения показывают, что свет люминесценции характеризуется бо́льшей длиной волны, чем возбуждающий свет. Это правило носит название правила Стокса в честь английского физика Георга Стокса (1819—1903). Вещества, обладающие ярко выраженной способностью люминесцировать, называются люминофоры.

Свечение вещества (люминесценция) связано с переходами атомов и молекул с высших энергетических уровней на низшие уровни. Люминесценции должно предшествовать возбуждение атомов и молекул вещества. При фотолюминесценции возбуждение происходит под действием видимого или ультрафиолетового излучения.

Некоторые тела сохраняют способность светиться некоторое время после того, как освещение их прекратилось. Такое послесвечение может иметь различную длительность. В некоторых объектах оно продолжается очень малое время (десятитысячные доли секунды и меньше), и для его наблюдения требуются особые приспособления. В других оно тянется много секунд и даже минут (часов), так что его наблюдение не представляет никаких трудностей. Принято называть свечение, прекращающееся вместе с освещением, флюоресценцией, а свечение, имеющее заметную длительность, — фосфоресценцией.

Люминесценция нашла применение при изготовлении ламп дневного света. Возникающий в лампе, заполненной парами ртути, газовый разряд вызывает электролюминесценцию паров ртути. В спектре излучения ртути имеется ультрафиолетовое излучение с длиной волны 0,257 мкм, которое, в свою очередь, возбуждает фотолюминесценцию люминофора, нанесённого на внутреннюю сторону стенок лампы и дающего видимый свет. Изменяя состав люминофора, можно изготавливать лампы с требуемым спектром фотолюминесценции. При смещении максимума излучения в длинноволновую область видимого спектра получают тёпло-белый (желтоватый) свет, в коротковолновую — холодно-белый (голубоватый) свет.